Адыгея - единственное место в России, где вы сможете познакомиться с этой древнейшей культурой. Богат адыгейский край легендами и сказаниями о народных героях и скифских царях с их несметными богатствами, сокровищах и кладах, скрытых в пещерах этих удивительных по красоте кавказских гор. Решив провести свой долгожданный отдых в республике Адыгея, вы не только сможете в полной мере оценить удобства современного центра туризма, но и прикоснётесь к истории. Ещё в далекие дореволюционные времена исследователи открыли первые курганы, богатые уникальными изделиями древних мастеров. Во всём мире известны сегодня и адыгейские мегалиты — дольмены. И совершенно не важно, ищите вы уединения, приехали со всей семьей или дружной компанией — отдых в горах Адыгеи включает в себя массу возможностей на любой вкус.
Может быть и поехали этим летом в Адыгею. Но после событий на Украине так и хочется отдохнуть на Черном море в Крыму. А то ведь раньше эта территория относилась к Украине, а у нас и загранпаспортов то нет.
Мы живем в очень красивом древнем городе с таинственным названием Кострома. Вы когда-нибудь задумывались, почему наш город носит такое странное языческое имя? Историками и краеведами выдвинуто достаточное количество версий, большинство из которых весьма необычные:
1. Костромской краевед - князь Козловский: «Название Кострома происходит от города КОСТРА в ЛИВОНИИ»;
2. Протоиерей Михаил Диев: «Название происходит от ЭЛТОНСКОГО языка(искусственный язык офеней – бродячих торговцев), КОСТРЫГА, значит, город»;
3. Скворцов считал, что название Кострома от слова КОСТРЫ - груды сплавляемого леса, или льда во время ледокола;
4. Еще одна из версий: КОСТРА – в восточно- славянских диалектах – СОЛОМА для сжигания (даже немного обидно… соломенный город);
5. Булдаков и Зонтиков утверждают, что в районе впадения в Волгу реки Сулы было большое языческое капище посвященное богине Костроме. Отсюда и название города. И так далее.
Некоторые справедливо замечают, что окончание МА свойственно для финно-угорских названий рек и соответственно населенных пунктов. КИНЕШМА, ТОТЬМА, ВОХМА, НЯНДОМА, ЧУХЛОМА,
МАА переводится с мерянского, как ЗЕМЛЯ
КОШТЫР переводится, как ветер.
До появления в 9 веке первых славянских переселенцев это место населяло финно-угорское племя меря. И вполне возможно место называлось КОШТЫРМА – ВЕТРЕННАЯ ЗЕМЛЯ.
Позднее население местности носило смешанный славяно-мерянский облик.
Это подтверждают раскопки могильника, проведенные Яблоковой и Линсоном в 1966 году.
Скорее всего, меря и славяне неплохо уживались вместе.
Первые приземистые, скуластые, круглолицые, с широкими ртами, глубоко посаженными глазами и носом – картошкой. Вторые более высокие с правильными носами и более вытянутыми лицами. Всем хватало места на «Ветренной земле». Постепенно славян становилось все больше. Пожаловала знать и князья, и случился совершенно уникальный факт – название КОШТЫРМА зазвучало, как КОСТРОМА. Это слово было ближе и понятнее славянам. Ведь это имя ритуального персонажа весенних и летних обрядов славян.
Историки, утверждающие, что на месте города был ритуальный комплекс посв. Богине Костроме - совершенно не правы. Не было идолов и капищ, посвященных этому Божеству. Это всегда был ритуальный персонаж, поэтому Князья и знать, на тот момент уже исповедовавшие христианство легко смирились с тем, что название приобрело лишь легкий языческий оттенок. Согласитесь, навряд ли духовенство позволило назвать город именем языческого Бога. К примеру - Перунград. Похороны Костромы – распространенный аграрный обряд, проводимый в Петров день (через неделю после летнего состояния). Оплакивается уходящая сила природы. Куклу Костромы в данном случае, как правило, топят. Аналогичный обряд проводится в весеннее равноденствие, когда так называемую куклу масленицы сжигают на костре, считая, что сжигают зиму.
Теперь добро пожаловать на первое место силы, имеющее непосредственное отношение к данному ритуальному персонажу. С него мы и начнем наше путешествие по загадочной Костромской земле.
Ярилина долина. Голубой ключик.
Считается, что из подобных обрядов и возник такой персонаж, как Снегурочка, сказка о которой была записана и издана Афанасьевым в 1869 году. Позднее Островский пишет пьесу, еще позднее Римский-Корсаков сочиняет потрясающую оперу Снегурочка, и славянский языческий романтизм входит в моду. Но так же, как добрый Санта изначально был не такой уж и добрый персонаж (зимний демон воровал и убивал непослушных детей), так и красивая история о Снегурочке на самом деле не такая уж романтичная.
У всех сжигаемых, утопляемых и всевозможными способами умерщвляемых ритуальных кукол есть прототип – молодая девушка, не познавшая любовь, приносящая себя в священную жертву ради процветания своего племени…
«Ярилина долина» - поляна, на которой находится «Голубой ключик» - как раз в Щелыково Островского района - имении великого драматурга. На дне пульсирует что-то похожее на сердце (сердце Снегурочки). Музейные работники упорно срубают деревья с ленточками, что повязывают влюбленные пары, но все, как один утверждают, что на поляне еще в 19 веке справляли Ярилин день. Островский действительно пишет в своем дневнике: «Сегодня Ярилин день».
Но вот было ли славянское язычество в Костромской области, если первые славянские поселенцы стали появляться здесь в X веке, когда уже приняли христианство?
Известны случаи ритуальных самоубийств которые совершали местные чудские племена, чтобы избежать обращения в чуждую веру, навязываемую славянскими князьями. Люди рыли землянки, ставили столб – подпорку для навеса, наверх насыпали землю и, подрубая столб, мужчины, женщины, дети, старики хоронили себя заживо. До двух недель доносились из-под земли стоны, когда чудь «уходила под землю». Эти племена и были исконным, коренным местным населением.
Поэтому если и было славянское язычество в 19 веке в Щелыково, то, возможно, это и был тот самый языческий романтизм, который вошел в моду в 19 веке. Можно ли связывать долину и ключик со Снегурочкой – Костромой? То ли это место, где растаял этот сказочный персонаж?
Навряд ли. Ведь племя Берендеев жило вовсе не в Костромской, а в Ярославской области на Волчьей горе у Переславля Залесского. Кстати, именно под этой горой стоял идол - «Каменная баба». Она странным образом исчезла после войны. Об этом нам поведал житель крайнего дома на Волчьей горе. Возможно, пленные немцы заложили каменного идола в фундамент бани, которую они строили рядом – под горой. Так вот, скорее всего драматург Островский, путешествуя по этим местам, услышал предания о племени «Берендеи».
Что же тогда было на полянке у Щелыкова? Почему туда идут молодые пары, чтобы повязать ленточки на деревья и умыться из ключика. Почему считается, что при этом ритуальном омовении сохраняешь молодость. Почему если подольше побыть на этом месте, можно почувствовать женскую фигурку среди деревьев? Ответ очевиден. Людей сюда приводит та самая родовая память. Боюсь, что именно эти, а не христианские, обряды заложены в нас. Мы чувствуем эти места, чувствуем тех существ из тонкого мира, что проявляются в них, чувствуем природу. Голубой ключик – удивительно духовное и светлое место. Как же зовут ту силу, что проявляется там? Что это, ритуальная жертва, заложенный покойник, или вечное женское Божество этой земли? Думаю, если, приходя туда, мы будем обращаться к ней по имени Снегурочка, она не будет против.